Перелом таранной кости

Перелом таранной кости — это нарушение целостности одной из костей, образующих голеностопный сустав. Этот тип перелома часто возникает при сильном ударе, например, при столкновении с автомобилем или при падении с высоты. Поскольку таранная кость важна для движения голеностопного сустава, её перелом часто приводит к значительной потере его движения и функции. Кроме того, перелом таранной кости (англ. talar fracture), который не заживет должным образом, может привести к серьезным осложнениям, включая развитие хронической боли [1].

Краткий обзор анатомии

Таранная кость — это кость, которая составляет нижнюю часть голеностопного сустава (большеберцовая и малоберцовая кости голени составляют верхнюю часть голеностопного сустава). Таранная кость располагается над пяточной костью. Вместе таранная и пяточная кости образуют подтаранный сустав, который важен при ходьбе, особенно по неровной поверхности [1].

Таранная кость — вторая по величине кость предплюсны. Она имеет уникальную форму и состоит из тела, головки и шейки. Примерно две трети её поверхности покрыты суставным хрящом [2]. Верхняя часть тела таранной кости шире спереди и поэтому располагается надежней в лодыжечном пазе при тыльном сгибании.

Таранная кость не имеет мышечных или сухожильных прикреплений и поддерживается исключительно суставными капсулами, связками и синовиальными тканями. Связки, которые обеспечивают стабильность и позволяют двигаться, связывают таранную кость с большеберцовой, малоберцовой, пяточной и ладьевидной костями [3].

Механизм повреждения

Большинство переломов таранной кости являются результатом травмы, к примеру, при столкновении с автомобилем или при падении с высоты. Спортивные травмы, особенно от сноуборда, являются еще одной, менее распространенной причиной травм таранной кости [1].

Переломы происходят во всех частях таранной кости. Чаще всего таранная кость ломается в средней части, называемой шейкой. Шейка таранной кости находится между телом, расположенным под большеберцовой костью, и головкой, расположенной ниже. Еще одно распространенное место переломов таранной кости — это внешняя сторона, где она слегка выступает. Этот участок кости называется латеральным отростком. Переломы латерального отростка часто возникают при вытеснении лодыжки в сторону и часто наблюдаются у сноубордистов.

Клиническая картина

Пациенты с переломами таранной кости обычно предъявляют жалобы на:

• острую боль;
  • неспособность ходить или опираться на ногу;
  • значительный отек, кровоподтеки и болезненность заднего и среднего отдела стопы;
  • грубую деформацию, которая может присутствовать в зависимости от смещения отломков кости и любого связанного с ним подвывиха или вывиха подтаранного и голеностопного суставов [1][3].

Дифференциальная диагностика

Инструментальная диагностика

Клиническое обследование пациентов с травмами таранной кости обычно выявляет отек и гематому вокруг голеностопного сустава, а также ограничение диапазона движений в синусе таранной кости, подтаранном cуставе и поперечном суставе предплюсны. Пациенты часто не в состоянии опираться на поврежденную конечность.

Стандарт рентгенографического исследования включает переднезаднюю (ПЗ), “mortise” и боковую проекции голеностопа и ПЗ, косую и боковую проекции стопы. Суть проекции “mortise” состоит в том, чтобы выровнять медиальную и латеральную лодыжки параллельно столешнице, чтобы лучше визуализировать латеральную сторону таранной кости, предотвращая затруднение видимости из-за наложения малоберцовой кости. Эта оптимизированная проекция может быть получена путем поворота голеностопа с внутренним вращением на 15°-20°.

КТ, включая корональные и сагиттальные реконструированные изображения, обычно выполняется при планировании хирургической операции, если перелом таранной кости виден или подозревается при простой рентгенографии.

Консервативное лечение

Первая помощь при переломе таранной кости, как и при любой болезненной травме голеностопного сустава, заключается в наложении шины на заднюю часть стопы и голень, чтобы обездвижить и защитить конечность. Расположение стопы выше уровня сердца помогает свести к минимуму отек и боль. Специфическое лечение зависит от тяжести и типа перелома, поэтому важно незамедлительно обратиться к врачу.

Только стабильные переломы таранной кости можно лечить без хирургического вмешательства. Однако такой вид переломов встречается редко из-за сильного удара, который вызывает травму.

Гипсование. Гипс зафиксирует кости стопы на месте, пока они не заживут. Сроки ношения гипса — 6-8 недель. В течение этого времени пациенту будет рекомендовано ограничить физические нагрузки на ногу. Целью ношения гипса является обеспечение условий для заживления кости, чтобы на неё можно было опираться без риска её смещения.

Реабилитация. После снятия гипса врач назначит упражнения, которые помогут восстановить амплитуду движений и укрепить стопу и голеностопный сустав.

Хирургическое лечение

При переломе таранной кости со смещением проводится операция по внутреннему вправлению и стабилизации костных отломков, которая показывает наилучший результат и снижает риск будущих осложнений.

Открытая репозиция и внутренняя фиксация. Во время этой операции костные фрагменты сначала репозицируются (редуцируются) в их нормальное положение. Затем они скрепляются вместе специальными винтами или металлическими пластинами и винтами.

• Аваскулярный некроз
  • Посттравматический артрит
  • Остеонекроз
  • Малунион (неправильное сращение)

Упражнения при переломе таранной кости

см. упражнения при переломе таранной кости

Реабилитация после перелома таранной кости в Москве

Мы проводим восстановление после перелома таранной кости в Москве по адресу Люсиновская улица, 36, стр. 2. Ближайшие станции метро Серпуховская и Добрынинская. Прием проводится ежедневно по предварительной записи.

Что включает в себя реабилитация после перелома таранной кости?

• восстановительные тренировки с реабилитологом;
  • физиотерапевтические процедуры.

Сколько стоит реабилитация после перелома таранной кости?

Стоимость одного 60-минутного сеанса реабилитации составляет 2 900 рублей. Полноценная реабилитация после перелома таранной кости может потребовать от 12 до 20 сеансов в зависимости от тяжести травмы, индивидуальных особенностей пациента, наличия осложнений и сопутствующих повреждений.

Как проходит восстановление после перелома таранной кости?

• В перерывах между сеансами пациенту назначаются упражнения и процедуры, которые необходимо выполнять самостоятельно в домашних условиях для повышения эффективности процесса восстановления.

Источники

1. Talus Fractures - OrthoInfo - AAOS. [online] Available at: https://orthoinfo.aaos.org/en/diseases--conditions/talus-fractures
  2. Melenevsky Y, Mackey RA, Abrahams RB, Thomson III NB. Talar fractures and dislocations: a radiologist’s guide to timely diagnosis and classification. Radiographics, 35(3):765-79, 2015
  3. Fortin PT, Balazsy JE. Talus fractures: evaluation and treatment. JAAOS-Journal of the American Academy of Orthopaedic Surgeons, 9(2):114-27, 2001